Корни рационализации — в одном из свойств мозга упрощать. Мозг — ленивая лошадка. Найдя какое-то удачное решение, он начинает его унифицировать, то есть подключать к любым ситуациям.
Например, я контролирую финансы. Контроль — мой дефект, симптом болезни, а я его рационализирую. Говорю, что я вынужден контролировать, для того чтобы деньги были правильно использованы, жена это не сделает правильно, а я смогу правильно потратить, сохранить, приумножить. Так я это понимаю.
Или, например, эффект, вызываемый употреблением алкоголя — снятие оков стеснения, расширение сознания, окрашивание события гораздо более сочными, глубокими и яркими красками. Таким образом мозг начинает предлагать алкоголь во всё большем количестве ситуаций. Теперь о созависимости, о дисфункции. Поиск эмоционального возбуждения самым простым и доступным способом. Есть сложные пути, которые предлагаются нам духовными программами. А есть «простые», которым мы научились с детства: покричал — получил. Поплакал, поныл — получил. И масса других. Вот в детстве я ребёнку что-то говорю, и он слушается. Мозг привык к такой схеме, и совершенно отказывается думать в другую сторону — мозг под воздействием болезни разрушается, рыхлеет, становится малоподвижным, вялым, быстро устаёт. Больной мозг протестует против нагрузок: зачем искать путь, когда есть рельсы? И вот мы катаем вагонетки своей лени по нашим ближним, режем их беспощадно железными колёсами своих убеждений. Но мозг при этом щедро питает нас залежалыми фразами бесчувствия и самооправдания: ЛЕС РУБЯТ, ЩЕПКИ ЛЕТЯТ или МЫ И БОЛЬШЕЕ ТЕРПЕЛИ — И НИЧЕГО или НЕ САХАРНЫЙ, НЕ РАСТАЕШЬ. И ещё: В КОНЦЕ-КОНЦОВ, ДЛЯ КОГО Я СТАРАЮСЬ! Ну, и так далее. Рационализация на самом деле ведь имеет исток в духовном опыте, но приходит в нас через переломанные матрицы восприятия и поведения. И мы «упрощаем», на самом деле усложняя. Это и есть компульсивность. Неадекватность, обратное следование. Спасаясь от огня, бежим в пожар.
(Ромпалыч, в чате «Разбор ситуаций»)
Переход к рубрике: Копилка живого опыта Анонимные истории Делимся здравомыслием